© Valery Mishakov Sankt-Petersburg Email: mishakov@solaris.ru |
Валерий Мишаков |
Вспышка - друг или враг? |
Cегодня предметом нашего разговора будет одна из самых важных и редко затрагиваемых в литературе тем - применение вспышки в фотографии. Преимущества которые дает нам современная вспышка (встроенная или дополнительная) всем известны. Это мощный и, что самое главное, мобильный источник света по цветовой температуре очень близкий к естественному дневному освещению. Короткая длительность импульса позволяет нам снимать любые быстро движущиеся объекты без риска их смазки и использовать на все 100% резкостные характеристики объективов. Существует немало ситуаций, особенно при репортажной фотосъемке, когда без использования импульсного света просто не обойтись. Но здесь-то и поджидает нас "ложка дегтя" - недостатки этого вида освещения тоже серьезны. Это плоский свет ( ведь вспышка крепится к фотоаппарату и освещает снимаемый объект прямо в "лоб") и острая направленность излучения, которая создает на снимке страшные, уродливые тени. Можно со всей уверенностью сказать, что если мы не предпримим эффективных мер при съемке с применением вcпышки, расчитывать на сколько-нибудь художественный результат не приходится. Жесткая черная тень под подбородком и плоское освещение лица оставляют неприятное ощущение. Если при горизонтальном расположении фотоаппарата иногда еще удается избавиться от теней на заднем плане, которые уходят вниз за объект съемки, то при вертикальной компановке кадра снимок неминуемо будет испорчен. Причем, тени тем более выражены, чем больше расстояние от излучающей поверхности до оси объектива. Из этого следует, что минимальные тени дает встроенная вспышка (не считая кольцевой), хотя она имеет другой огромный недостаток - всегда дает эффект красных глаз. Тем не менее, во многих , иногда вполне солидных изданиях , то и дело печатаются снимки, являющиеся результатом бесхитростной фотосъемки с прямым вспышечным светом, что свидетельствует о нетребовательном отношении к своей работе даже профессиональных фоторепортеров. Стоит ли говорить о том, что фотографии любителей сплошь и рядом грешат этими недостатками. Зададимся вопросом, а всегда ли потеря привлекательности светового рисунка есть неминуемый результат применения вспышечного света? И в чем заключается мастерство владения этим капризным источником освещения? Прежде всего, хочу проиллюстрировать отличие прямого вспышечного света от "нормального" пластичного освещения.
Различие в результатах настолько бросается в глаза, что вряд ли нуждается в подробных комментариях. На первом снимке отлично проработанный объем лица, в то время как на втором - совершенно плоское и скучное изображение, отягощенное неэстетичной тенью на фоне. Не сразу даже понимаешь, что на этих двух фото изображен один и тот же человек. Итак, надеюсь, я убедил Вас, что фотографировать по методу "вспышкой в лоб" - это плохо. Народная мудрость дает нам немало более изысканных приемов использования фотовспышки. Разберем их по очереди. |
Каждая вспышка комплектуется специальной рассеивающей насадкой, которая позволяет применять более широкоугольные объективы, Часто приходится слышать, что эту насадку можно применять и для смягчения теней на снимке. Однако в примере на фото 5 мы видим, что рассеивающая насадка не внесла каких-либо существенных изменений в светотеневой рисунок кадра. Что и следовало ожидать, поскольку физики утверждает: размытость контуров тени зависит только от геометрических размеров источника света. А так как насадка не увеличивает площадь светящейся поверхности вспышки, то и тени остаются такими же жесткими. |
Направление импульса вспышки в потолок является самым популярным и распространенным приемом ее творческого использования . Поток света ударяясь в потолок, отражается и дает более ровное, рассеянное освещение. Для того, чтобы эта схема работала, потолок должен быть белым (иначе подсветка окажется цветной) и не слишком высоким (в противном случае мощности вспышки не хватит для нормальной экспозиции). Как мы видим на фото 6 , светотеневой рисунок очень близок к естественному. Более проработан объем лица и полностью отсутствуют глубокие черные тени. Единственное, что хотелось бы сделать, так это немного подсветитить прямым светом лицо, чтобы смягчить тени на глазах и под носом. Здесь следует еще заметить, что отражающей поверхностью может служить не только потолок, но и любая другая белая поверхность (дверь, стена, белая мебель и т.д.). В этом случае световой рисунок будет еще ближе к естественному. |
Как мы установили, основным недостатком отражателя является его большая удаленность от объектива камеры, что дает увеличенные тени под объектом съемки . Кроме того, часть энергии вспышки уходит безвозвратно вверх, что снижает дальность действия всей системы. Этих недостатков лишен мини софт-бокс на вспышку. Его излучающая поверхность максимально приближена к оси объектива и дает минимальные тени, а весь свет направляется прямо на снимамый объект. Фирма LumiQuest выпускает подобный бокс, но цена его, по нашим понятиям, запредельна. Гораздо проще изготовить софт-бокс самому. Усеченную пирамиду я сделал из картона (внутри она оклеена белой бумагой, снаружи - черной), а излучающую поверхность из полупрозрачного белого капрона, натянутого на проволочную рамку. Бокс легко складывается и раскладывается, удобен в транспортировке. Результаты применения софт-бокса можно посмотреть на фото 13 и фото 14. Совершенно очевидно, что на этих снимках достигнут наибольший смягчающий эффект по сравнению со всеми другими испытанными нами насадками. Тени минимальны по площади и в значительной степени размыты. Несмотря на близость светящейся поверхности софт-бокса к оси объектива, эффекта красных глаз не наблюдается. Даже при вертикальной компановке кадра тень на стене не выглядит так навязчиво, как это было, к примеру, на фото 2. При изготовлении софт-бокса нужно стремиться, чтобы площадь светящейся поверхности была , по возможности, максимальной. Но увеличение размеров бокса приводит к тому, что он начинает затенять широкоугольный объектив, а его вес становится слишком большим для пластмассового башмака вспышки. То есть в вопросе габаритов бокса нужно придерживаться известного компромисса. |
1. Снимать, используя прямой вспышечный свет, следует только в крайнем случае (например, при слишком большом расстоянии до объекта съемки) 2. Если есть возможность, нужно направлять свет вспышки в потолок или другую белую отражающую поверхность. 3. Для подсветки теней, возникающих при отражении света от потолка, использовать отражатели, закрепляемые на головке вспышки. 4. Если в помещении потолок слишком высокий или съемка происходит на улице, следует использовать софт-бокс на вспышку. 5. Если нет софт-бокса, используйте отражатель как можно большей площади. |