© Valery Mishakov   Sankt-Petersburg     Email:  mishakov@solaris.ru
Валерий Мишаков

Вспышка - друг или враг?

   Cегодня предметом нашего разговора будет одна из самых важных и редко затрагиваемых в литературе тем - применение вспышки в фотографии.
    Преимущества которые дает нам современная вспышка (встроенная или дополнительная) всем известны. Это мощный и, что самое главное, мобильный источник света по цветовой температуре очень близкий к естественному дневному освещению. Короткая длительность импульса позволяет нам снимать любые быстро движущиеся объекты без риска их смазки и использовать на все 100% резкостные характеристики объективов.
   Существует немало ситуаций, особенно при репортажной фотосъемке, когда без использования импульсного света просто не обойтись. Но здесь-то и поджидает нас "ложка дегтя" - недостатки этого вида освещения тоже серьезны. Это плоский свет ( ведь вспышка крепится к фотоаппарату и освещает снимаемый объект прямо в "лоб") и острая направленность излучения, которая создает на снимке страшные, уродливые тени.
   Можно со всей уверенностью сказать, что если мы не предпримим эффективных мер при съемке с применением вcпышки, расчитывать на сколько-нибудь художественный результат не приходится.

Фото 1
Фото 2
   На фото 1 и 2 мы видим характерный пример снимков, полученных с использованием вспышки (Sigma 430 AF super), закрепленной на камере (Canon eos A2).
   Жесткая черная тень под подбородком и плоское освещение лица оставляют неприятное ощущение.
   Если при горизонтальном расположении фотоаппарата иногда еще удается избавиться от теней на заднем плане, которые уходят вниз за объект съемки, то при вертикальной компановке кадра снимок неминуемо будет испорчен. Причем, тени тем более выражены, чем больше расстояние от излучающей поверхности до оси объектива. Из этого следует, что минимальные тени дает встроенная вспышка (не считая кольцевой), хотя она имеет другой огромный недостаток - всегда дает эффект красных глаз.
   Тем не менее, во многих , иногда вполне солидных изданиях , то и дело печатаются снимки, являющиеся результатом бесхитростной фотосъемки с прямым вспышечным светом, что свидетельствует о нетребовательном отношении к своей работе даже профессиональных фоторепортеров. Стоит ли говорить о том, что фотографии любителей сплошь и рядом грешат этими недостатками.
   Зададимся вопросом, а всегда ли потеря привлекательности светового рисунка есть неминуемый результат применения вспышечного света? И в чем заключается мастерство владения этим капризным источником освещения?

   Прежде всего, хочу проиллюстрировать отличие прямого вспышечного света от "нормального" пластичного освещения.
Фото 3
Фото 3
Фото 4
Фото 4
   На фото 3 модель (актриса Анжелика Неволина) освещелась справа сверху с помощью вспышки с белым зонтом, поставленным на отражение. Зонт запускался с помощью светосинхронизатора от вспышки, установленной на фотокамере (экспокоррекция -1,5), которая в данном случае служила источником заполняющего света. На фото 4 схема освещения та же, но зонт не сработал, и модель осветилась только вспышкой от камеры.
   Различие в результатах настолько бросается в глаза, что вряд ли нуждается в подробных комментариях. На первом снимке отлично проработанный объем лица, в то время как на втором - совершенно плоское и скучное изображение, отягощенное неэстетичной тенью на фоне. Не сразу даже понимаешь, что на этих двух фото изображен один и тот же человек.

   Итак, надеюсь, я убедил Вас, что фотографировать по методу "вспышкой в лоб" - это плохо. Народная мудрость дает нам немало более изысканных приемов использования фотовспышки. Разберем их по очереди.
" Рассеиватель на вспышку"

Фото 5    Каждая вспышка комплектуется специальной рассеивающей насадкой, которая позволяет применять более широкоугольные объективы,
   Часто приходится слышать, что эту насадку можно применять и для смягчения теней на снимке. Однако в примере на фото 5 мы видим, что рассеивающая насадка не внесла каких-либо существенных изменений в светотеневой рисунок кадра. Что и следовало ожидать, поскольку физики утверждает: размытость контуров тени зависит только от геометрических размеров источника света. А так как насадка не увеличивает площадь светящейся поверхности вспышки, то и тени остаются такими же жесткими.
" Вспышка в потолок"

Фото 6    Направление импульса вспышки в потолок является самым популярным и распространенным приемом ее творческого использования . Поток света ударяясь в потолок, отражается и дает более ровное, рассеянное освещение. Для того, чтобы эта схема работала, потолок должен быть белым (иначе подсветка окажется цветной) и не слишком высоким (в противном случае мощности вспышки не хватит для нормальной экспозиции).
Как мы видим на фото 6 , светотеневой рисунок очень близок к естественному. Более проработан объем лица и полностью отсутствуют глубокие черные тени.
Единственное, что хотелось бы сделать, так это немного подсветитить прямым светом лицо, чтобы смягчить тени на глазах и под носом.
   Здесь следует еще заметить, что отражающей поверхностью может служить не только потолок, но и любая другая белая поверхность (дверь, стена, белая мебель и т.д.). В этом случае световой рисунок будет еще ближе к естественному.
" Вспышка в потолок + отражатель"

   Для того, чтобы компенсировать недостатки отраженного от потолка света, на вспышке закрепляют белый отражатель размером с игральную карту, который направляет часть светового потока в направлении съемки и снижает густоту теней на снимке.
   Некоторые модели вспышек имеют встроенный козырек, который ,при желании, выдвигается, выполняя роль отражателя.
   Если в Вашей вспышке этого удобного приспособления нет, то не беда. Подайдет любой кусочек белой бумаги, картона или пластика. Его удобно прикрепить к корпусу вспышки с помощью обычной резинки.
    Чем больше возвышается такой отражатель над излучающей головкой, тем больше света будет направлено прямо на объект съемки.
Фото 7     Фото 7 сделано с отражателем высотой 30 мм, что оказалось явно многовато, т.к. под подбородком снова появилась навязчивая тень, хотя тени под носом и на глазах значительно осветлились.
    Задним умом понимаем, что высота отражателя должна была быть не более 10 -15мм.
    Зарание угадать какая площадь отражателя требуется в том или ином случае очень сложно. Удача приходит с опытом.

" Отражатель"

   Ну хорошо, а что делать в том случае, когда потолок в помещении слишком высокий, или съемка происходит на улице в темное время суток? Здесь нам придет на помощь тот же отражатель, только его площадь должна быть, по возможности, максимальной, т.к. вся ушедшая вверх энергия излучения теряется совершенно бесполезно.
Фото8
Фото 8

Фото 9
Фото 9
   Многие фотографы используют для этой цели большой лист ватмана или белой бумаги, закрепляя его на вспышке с помощью резинки. Но удобнее сделать отражатель из белого картона, который не мнется и годится для многоразового использования.
   Еще лучше сделать отражатель с козырьком под 45 градусов, примерно, как это сделано на отражателе фирмы LumiQuest (фото 9). При такой конструкции еще большая часть светового потока будет переизлучаться в направлении объекта съемки.
   В обоих случаях смягчающий эффект будет зависить только от площади излучающей поверхности отражателя.
   К недостаткам этой конструкции можно отнести то, что отражатель надевается на поднятую вверх головку вспышки, и излучающая поверхность удаляется от оси объектива.

   Рассмотрим снимки, полученные с использованием такого отражателя.

   На тестовом снимке (фото 10) тень под подбородком хоть и немного мягче, чем при прямом импульсе, но зато имеет большую площадь, что не очень здорово. Тень под носом от отраженного потолком света едва различима.

   Репортажный портрет Михаила Боярского был сделан в здании спортивного комплекса. Высота потолка была такой, что свету от вспышки лететь-недолететь. Пришлось использовать отражатель (как на фото 8), чтобы хоть как-то смягчить картинку. Отчасти это удалось. По горизонтальной оси тени приемлимы, в то время как по вертикальной было бы желательно большее смягчение. Тень от руки черезмерно резкая, хотя и более размытая по сравнению с прямым импульсом.

   На съемочной площадке фильма "Менты" (кабинет Василеостровского РУВД) проблема заключалась в другом. Потолок был облицоват цветной обшивкой, которая бы дала интенсивные цветовые искажения. Широкий отражатель применялся с целью направить как можно больше света от вспышки прямо на артистов.
   Результат почти удовлетворительный. Тени хоть и видны на стене, но они не такие глубокие и достаточно размытые. Общее впечатление от них не слишком портится.

Фото 10
Фото 10

Фото 11
Фото11

Фото 11
Фото 12
" Софт-бокс на вспышку"

   Как мы установили, основным недостатком отражателя является его большая удаленность от объектива камеры, что дает увеличенные тени под объектом съемки . Кроме того, часть энергии вспышки уходит безвозвратно вверх, что снижает дальность действия всей системы.

   Этих недостатков лишен мини софт-бокс на вспышку. Его излучающая поверхность максимально приближена к оси объектива и дает минимальные тени, а весь свет направляется прямо на снимамый объект.

   Фирма LumiQuest выпускает подобный бокс, но цена его, по нашим понятиям, запредельна. Гораздо проще изготовить софт-бокс самому. Усеченную пирамиду я сделал из картона (внутри она оклеена белой бумагой, снаружи - черной), а излучающую поверхность из полупрозрачного белого капрона, натянутого на проволочную рамку. Бокс легко складывается и раскладывается, удобен в транспортировке. Фото 13

   Результаты применения софт-бокса можно посмотреть на фото 13 и фото 14.
   Совершенно очевидно, что на этих снимках достигнут наибольший смягчающий эффект по сравнению со всеми другими испытанными нами насадками. Тени минимальны по площади и в значительной степени размыты.
   Несмотря на близость светящейся поверхности софт-бокса к оси объектива, эффекта красных глаз не наблюдается.
   Даже при вертикальной компановке кадра тень на стене не выглядит так навязчиво, как это было, к примеру, на фото 2.

Фото 14    При изготовлении софт-бокса нужно стремиться, чтобы площадь светящейся поверхности была , по возможности, максимальной. Но увеличение размеров бокса приводит к тому, что он начинает затенять широкоугольный объектив, а его вес становится слишком большим для пластмассового башмака вспышки.
    То есть в вопросе габаритов бокса нужно придерживаться известного компромисса.
" Краткие выводы"

   1. Снимать, используя прямой вспышечный свет, следует только в крайнем случае (например, при слишком большом расстоянии до объекта съемки)
   2. Если есть возможность, нужно направлять свет вспышки в потолок или другую белую отражающую поверхность.
    3. Для подсветки теней, возникающих при отражении света от потолка, использовать отражатели, закрепляемые на головке вспышки.
    4. Если в помещении потолок слишком высокий или съемка происходит на улице, следует использовать софт-бокс на вспышку.
    5. Если нет софт-бокса, используйте отражатель как можно большей площади.

Оставить сообщение
На главную

Hosted by uCoz