На главную

Фотозонт для репортажа.

   В статье "Вспышка - друг или враг?" нами были рассмотрены основные способы фотосъемки с использованием вспышки. Каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки, но одно можно сказать совершенно точно: когда в кадре присутствуют человеческие лица, создать удовлетворительный светотеневой рисунок с помощью вспышки вряд-ли представляется возможным. Недаром многие маститые фотокорреспонденты предпочитают не пользоваться вспышкой вообще.

   Но, с другой стороны, известно, что импульсные источники света с успехом используются в студиях, в том числе и при создании художественных портретов. Конечно, в этом случае применяются зонты или софт-боксы для рассеивания потока излучения и штативы для закрепления источника света на некотором расстоянии от камеры.
   Если перспектива таскать с собой складной зонт для репортажной съемки еще не выглядит слишком пугающей, то первые же мысли о предстоящей возне со штативом приводят в уныние. Но, как сказал кто-то из великих:"Не так страшен Бонч как его Бруевич". Опять же , попытка - она не пытка. Отчего не попробовать?

   Первым делом приступим к изготовлению белого фотозонта. Совершенно понятно, что фирменный зонт будет обладать гораздо лучшими характерристиками. Поэтому, казалось бы, можно просто пойти в магазин и, отслюнявив рублей 600 - 800 , решить все свои проблемы. Но, увы... Оказывается в продаже нет фотозонтов в два сложения, отчего их длина превосходит габариты любого кофра.
Не очень то и хотелось, тем более, что есть столь милая русскому сердцу возможность сэкономить свои кровные.
Берем старый пришедший в негодность зонт от дождя, спарываем с него ткань, делаем выкройку, бежим в магазин турснаряжения, покупаем 0,5 метра белого толстого капрона (шириной 1,5 метра), раскраеваем, сшиваем, прикрепляем к спицам, отрезаем ножевкой по металлу рукоятку. Фотозонт готов. Материальные затраты - 50 рублей, плюс проколотый иголкой палец.
   Остается придумать как закреплять вспышку на зонт и как приводить эту вспышку в действие.
Здесь владельцам Зенитов и Практик можно позавидовать. Покупка башмака в гнездо камеры и удлинительного провода до вспышки обойдется недорого. Счастливым же обладателям Кэнонов, Никонов и прочих заморских диковин придется раскошелиться: стоимость специального шнура достигает 100$. Впрочем, есть и альтернатива. Можно воспользоваться светосинхронизатором, стоимость которого колеблется в пределах 10-15$. Правда, в этом случае мы теряем возможность TTL управления вспышкой.
   Мой светосинхранизатор предусматривает кроме всего прочего возможность закрепления на нем фотозонта, что спасает меня от необходимости придумывать какой-то нестандартный вариант крепления.
   Теперь мне было нужно определиться с экспозиционными параметрами. Я установил зонт на расстоянии 2 метра от модели и сделал несколько пробных снимков с разной диафрагмой на пленку 200 единиц. Оказалось, что оптимальная плотность негатива достигается при диафрагме 6,7 Это означает, что ведущее число системы вспышка+зонт равно примерно 7 (заметим, что ведущее число самой вспышки 32). Это дает нам возможность устанавливать нужную диафрагму в зависимости от расстояния до объекта съемки. Ведущее число 7 делим на расстояние в метрах и получаем нужную диафрагму для пленки чуствительностью 100 единиц. Что удивительно, ведущее число оказалось одним и тем же при работе вспышки на просвет зонта и на отражение.
   Испытание системы вспышка+зонт я решил сразу провести в жестких условиях показа модной одежды на одном из подиумов. Кроме меня там присутствовало еще три-четыре фотокорреспондента - не так уж и много. Но количество мата, вылившегося на мою голову, оказалось столь значительным, что я сразу понял: применять зонт в репортажной съемке возможно только в том случае, если вы оказываетесь единственным фотографом на мероприятии. Или другой вариант: вы удаляетесь с моделью в такое место, где вам никто не в состоянии помешать. Такой подход имел более продуктивные результаты.

Фото 1    Проникнув в гримерку к Гребенщикову во время одного из концертов, я сделал его портрет, держа в вытянутой левой руке зонт, а в правой фотокамеру. Для запуска светосинхронизатора зонта я использовал установленную на камере вспышку направленную в потолок с экспокоррекцией минус 1,5
По реакции Б.Г. на мои манипуляции я понял, что подобные методы съемки мэтр видит впервые.

Фото 2    Та же схема была применена при съемке артиста Молодежного театра Барковского. Но в этом случае экспокоррекция на вспышке от камеры не устанавливалась, что позволило добиться хорошего освещения всего помещения.

Фото 3    Схема идентичная предыдущему снимку. Обратите внимание на полное отсутствие резких теней, характерных для съемки со вспышкой, и в то же время на сохранившуюся пластику лица.(киноактер Мозговой)

Фото 4    Экспокоррекция минус 1. Даже при расположении модели вплотную к стенке, тень от зонта не портит снимок, оставаясь достаточно художественной.(певица Таисия Калинченко)

Фото 5    При горизонтальной компановки кадра свет от основной вспышки уходит в сторону и, практически, не подсвечивает модель, выполняя функцию поджига зонта.

ВЫВОДЫ:
   Фотозонт со светосинхронизатором можно и нужно использовать в некоторых видах репортажной съемки.
Лучшие результаты получаются при съемке репортажного портрета.
Варьируя экспокоррекцией основной вспышки, установленной на камеру мы можем управлять освешением заднего плана и глубиной теней, возникающих на объекте фотосъемки от зонта.
Применяя вместо светосинхронизатора специальный шнур, можно значительно увеличить оперативность съемки, проиграв при этом в деньгах.

ВАЛЕРИЙ МИШАКОВ (вебмастер сайта, фотокорреспондент газеты "МК в Питере")

© Valery Mishakov   St-Petersburg     Email:  mishakov@solaris.ru

Hosted by uCoz